Азбука здоровья

Алгоритм действий при укусе клещом

Иксодовые клещи могут быть переносчиками возбудителей девяти инфекционных заболеваний, среди которых на территории нашей страны чаще регистрируется бактериальная инфекция – болезнь Лайма или лайм-боррелиоз, реже вирусная инфекция – клещевой энцефалит и лишь изредка другие инфекции.

Заражение клещевым энцефалитом и Лайм-боррелиозом чаще всего происходит трансмиссивным путем – через укусы клещей. Кроме того, для клещевого энцефалита возможна передача инфекции пищевым путем – после употребления в пищу сырого козьего молока, которое не подвергалось кипячению.

Как правильно поступить если присосался клещ и что нужно делать, чтобы избежать заболеваний?

Чем дольше клещ находится в теле, тем выше вероятность заражения, поэтому удалить клеща нужно как можно скорее. Сделать это лучше в медицинском учреждении. Если возможность незамедлительного обращения к врачу отсутствует, следует удалить клеща самостоятельно, используя обычную хлопчатобумажную нить, пинцет или специальные приспособления для удаления клещей, с помощь которых клеща нужно как бы выкручивать, потихоньку подтягивая кверху. Резкие движения недопустимы. Место укуса продезинфицируйте, руки помойте с мылом.

После самостоятельного удаления клеща необходимо обязательно обратиться к врачу для назначения экстренной медикаментозной профилактики возможных заболеваний. Важно помнить, что максимальный профилактический эффект достигается только в том случае, если экстренная профилактика начата в первые 72 часа. По статистике в подавляющем большинстве случае заболевание развилось у лиц, не обратившихся за медицинской помощью и проигнорировавших профилактический прием лекарственного препарата после присасывания клеща. Проводить профилактическое лечение необходимо после каждого эпизода присасывания клеща.

          Нужно ли исследовать удаленного клеща?

Исследование удаленного клеща ‒ процедура не обязательная и показана только лицам, имеющим медицинские противопоказания к приему лекарственных средств. В этом случае медицинский работник выдает направление на бесплатное лабораторное исследование клеща. В остальных случаях по желанию пациент может самостоятельно обратиться в микробиологическую лабораторию для проведения исследования клеща на платной основе.

Прием клещей на исследование (выявление возбудителя Лайм-боррелиоза) осуществляется в отделении паразитологии микробиологической лаборатории ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» по адресу: г. Минск, ул. Плеханова, 18; 2 этаж, отделение паразитологии (здание ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Заводского района»), понедельник-пятница с 8.30 до 18.00 (обеденный перерыв с 12.30 до 13.00), телефон +375-17 257-95-80.

Исследование клещей на выявление возбудителей клещевого энцефалита, Лайм-боррелиоза и других инфекций (на платной основе) проводится в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии по адресу: г. Минск, ул. Филимонова, 23, телефон +375-17 374-24-41; +375-17 343 81 01.

Конечно не все клещи являются зараженными возбудителями болезни Лайма или клещевого энцефалита, однако, если Вас укусил клещ, проконсультироваться у врача следует обязательно и независимо от результата исследования клеща в течение месяца обращать внимание на свое самочувствие. При повышении температуры, появлении пятна в месте укуса или сыпи, недомогании, головной боли, боли в мышцах, суставах и других нежелательных симптомах срочно обратиться к врачу. Чем раньше выявляется заболевание, тем легче его вылечить и избежать осложнений.

Автор: энтомолог противоэпидемического отделения санитарно-эпидемиологического отдела государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района г. Минска» - Мамчуровская Алла Николаевна, тел. 324-88-80.

свернуть

Что нужно знать о кори

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района г. Минска»

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОРИ

image2

Минск - 2023

 

Симптомы кори

image3

От 7 до 14 дней длится инкубационный период - время от заражения до появления первых симптомов. Если человек, ранее корью не болевший и не привитой, будет контактировать с больным корью, вероятность заболеть практически 100%.        КОРЬЮ ЧАЩЕ БОЛЕЮТ ДЕТИ.

 

 

 

Важно помнить, что болезнь начинается не с появления сыпи, а с симптомов простуды

image4                    

 

 

■ температура 38-40◦С

■ резкая слабость

■ отсутствие аппетита

■ сухой кашель

image5

■ насморк

■ позднее появляется конъюнктивит

 

Через 2-4 дня: на слизистой оболочке щек (напротив коренных зубов) возникают мелкие беловатые высыпания

                                                                                         

На 3-5 день: кожа покрывается сыпью в виде ярких пятен, которые могут сливаться между собой. Сначала сыпь появляется за ушами и на лбу, затем быстро распространяется ниже на лицо, шею, тело и конечности.

 image6

 

 

 

 

 

На 6-8 день: максимальное высыпание, температура может подниматься до 40◦С.

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ – надежным и эффективным методом профилактики кори является вакцинация, которая в 97% случаев предотвращает заболевание.

  12 месяцев - вакцинация  image7
strelka1    
  6 лет - ревакцинация image8

 

  

  • вакцинация не болевшим, не вакцинированным, не имеющим сведений о вакцинации проводится в любом возрасте;
  • в течение жизни сдайте анализ крови на антитела, чтобы узнать, нужна ли вам прививка;
  • сделать прививку можно в поликлинике по месту жительства.

Возможные осложнения – менингит, стоматит, гингивит, трахеобронхит, пневмония, отит, лимфаденит. 

      

image9

ПУСТЬ ВАШИ ДЕТКИ и ВЫ БУДЕТЕ ВСЕГДА ЗДОРОВЫ!!!

 

Автор: Райкова М.В., врач-эпидемиолог противоэпидемического отделения ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района г. Минска»

свернуть

Семья и ребенок с аутизмом

В настоящее время аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) определяются не как болезнь, а как своеобразное нарушение псиxологического развития. Несмотря на многочисленные научные исследования, причины возникновения аутизма пока не выяснены. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек.

Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единствен­ные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замеча­ют особенностей ребенка. Третий год жизни является крити­ческим для родителей, так как становится очевидной серьез­ность отклонений ребенка. Реакция родителей проявляется в подавленности, растерянности перед неконтактностью ребен­ка.

Следует отметить, что еще до появления явных симптомов нарушения у ребенка могут быть особенности поведения, указывающие на высокую вероятность РАС. Научные исследования развития детей с аутизмом позволили выделить признаки, указывающие на риск появления этого состояния у детей раннего возраста. Подобные особенности поведения часто называют «красные флажки» аутизма (у ребенка после 12 месяцев жизни):

  • ребенок не реагирует или редко откликается на свое имя;

  • постоянно или часто ведет себя так, будто не слышит обращенной речи;

  • у ребенка отмечаются трудности общения с другими людьми, детьми;

  • не устанавливает или не поддерживает визуальный контакт с окружающими людьми;

  • малыш редко улыбается и делится эмоциями с другими людьми или, не делает этого вовсе;

  • не проявляет интереса к играм, основанным на взаимодействии с другими людьми (например, прятки);

  • не использует указательный или другие социальные жесты (например, «пока-пока», «дай» и пр.);

  • у ребенка нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам;

  • часто бывает сложно привлечь внимание малыша к игрушкам или, он использует их необычным способом (ставит в определенной последовательности, вращает и пр.);

  • часто повторяет определенные необычные движения (кружится вокруг своей оси, ходит по определенной траектории и пр.);

  • отмечается сверхчувствительность к звуку или свету, повышенная чувствительность к запахам или вкусам;

  • интересуется свойствами предметов, а не их функциональным значением (например, обнюхивает предметы);

  • часто игнорирует опасность;

  • ребенок может не замечать, дома ли родители или ушли куда-то, не обращать внимание на их возвращение;

  • может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям;

  • утерял какие-либо социальные навыки (например, мог обращаться используя простые слова, а потом перестал).

Если вы отметили в поведении вашего ребенка несколько вышеперечисленных признаков, то вам следует обратиться с ребенком к специалисту, который при возможности проведет скрининг развития вашего малыша или проинформирует вас и направит в службы, осуществляющие помощь детям с РАС и их семьям. 

Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. В момент постановки диагноза семья переживает тяжелейший стресс. Достаточно поздно — в три, четыре, а иногда и в пять лет, родители узна­ют, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, «необучаем»: ему следует оформить инвалид­ность и поместить в специальный интернат. Семья может столкнуться с недоброжелательностью соседей, аг­рессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на ули­це и даже в детском учреждении.

Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особен­ности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречи­вость. Поэтому врачу, пси­хологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ребенку.

Задачей психотерапевтической работы является прежде всего нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка еди­ного и адекватного понимания проблем ребенка. Преж­де всего следует научить мать внимательно наблюдать за разви­тием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овла­деть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Также каждый член семьи должен получить от специалистов опреде­ленные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Активное и грамотное привлечение родите­лей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.

Особенно родителям следует быть терпеливыми при вос­питании у малыша навыков опрятности. Если ребенок длительное время не может овладеть гигиени­ческими навыками, не может пользоваться туалетом, не ругай­те его. Будьте терпеливы и спокойны, когда меняете его одеж­ду, но не прекращайте своих действий по воспитанию у него этих навыков.

Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных заня­тиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В про­цессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обога­щают жизненный опыт, организуют его произвольную деятель­ность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-дефектолог. В большинстве случаев воспитание и обучение ребен­ка необходимо сочетать со специальным медикаментозным лечением.

Основным признаком аутизма является нару­шение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде все­го с людьми. Этот ребенок погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избега­ют также телесных контактов, отстраняются от ласки близ­ких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе.

Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы неце­ленаправленная двигательная активность, которая проявля­ется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспо­койство может чередоваться с периодами заторможенности, за­стывания в одной позе.

Степень умственного развития при аутизме различна: в од­них случаях интеллект может быть сохранен, в других- ребенок может быть умственно отсталым, но среди аутистов встре­чаются и высокоодаренные дети.

Речь часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонят­ных слов, услышанных ими от окружающих и по радио. Часто ребенок особенно громко и выразительно произносит отдельные звуки или слоги. При аутизме своеобразен тембр голоса: высокий, с нарастанием его высоты к концу фразы.

Осо­бенностью речи детей с аутизмом является речь о себе во втором и третьем лице. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью. Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии.

В нашей стране наблюдение за ребенком и постановку диагноза осуществляет только детский врач-психиатр. Но вместе с тем, помощь ребенку и его семье может оказать команда специалистов: психолог, поведенческий аналитик, эроготерапевт, логопед, педагог, врач, работающие с подобными расстройствами.

Семья, воспитывающая ребенка с РАС, может получать помощь:

  • в учреждениях здравоохранения «Центрах раннего вмешательства», где осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с РАС до трех лет;

  • в учреждениях здравоохранения «Клинических центрах психиатрии и психотерапии», где осуществляется медицинская диагностика и наблюдение за развитием ребенка с РАС, предоставляется медицинская, психологическая и психотерапевтическая помощь;

  • в государственных учреждениях образования «Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», где осуществляется комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку с РАС и его семье;

  • в государственных учреждениях «Территориальных центрах социального обслуживания населения», где оказываются социальные услуги и поддержка семей, воспитывающих детей с РАС;

  • в общественных организациях, где осуществляются различные мероприятия, направленные на работу с детьми с РАС, просветительская деятельность и создание благоприятного отношения к людям с нарушениями развития, адвокация и продвижение интересов людей с РАС.


Экстренная психологическая помощь

Для взрослых

Для детей

Приёмная

Горячая линия

Адрес

  • 220006, ул. Маяковского 22/2, г. Минск

Мы в Telegram


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

+375 17 300 1006

Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Наш e-mail:
rcpp@bspu.b

в соцсетях:



 

свернуть

Бешенство

Бешенство – острое инфекционное заболевание,  протекающее с поражением нервной системы, которое вызывается специфическим вирусом. Заразиться бешенством человек может  только через укус или ослюнение, нанесенное больным животным. Бешенством могут болеть все домашние и дикие животные, а также птицы. Возбудитель заболевания выделяется со слюной и при укусе проникает в рану человека. Опасен не только укус, но и слюна бешеного животного, если она попадает на кожу и слизистую. В случае укуса животного нужно сразу и как можно глубже промыть рану крепким мыльным раствором, а затем обратиться за помощью в медицинское учреждение для решения вопроса о целесообразности назначения курса прививок против бешенства.

Чем раньше начать прививки, тем надежнее они предохраняют от заболевания бешенством.

Помните! Каждый пропущенный день – угроза для жизни.

свернуть

Гипертонический криз

Сердечно-сосудистые заболевания являются причиной смерти миллионов людей планеты. В Беларуси они также стоят на первом месте по смертности. О наличии такой болезни и первым “звоночком” служит, чаще всего, неожиданно проявивший себя ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ КРИЗ.

 

Что такое гипертонический криз и как он проявляется?

Гипертонический криз – это резкое повышение артериального давления продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней.

Он проявляется резким ухудшением самочувствия: появлением головной боли, тошноты, рвоты, болей в области сердца. Криз часто сопровождается головокружением, мельканием «мушек», онемением языка, губ, кожи лица и рук; возможно также появление слабости в ногах. 
Исходом гипертонического криза может стать инфаркт миокарда или инсульт – грозные, опасные состояния, допустить которые никак нельзя!

   Факторы, провоцирующие гипертонический криз:

  • Психоэмоциональное и физическое перенапряжение.
  • Прекращение или нерегулярный прием гипотензивных(снижающих артериальное давление) препаратов.
  • Избыточное употребление поваренной соли, жидкости.
  • Злоупотребление алкоголем (пьющие люди страдают АД в 2раза чаще, чем непьющие), табакокурением (одна сигарета вызывает подъем АД до 30мм.рт.ст.).
  • Избыточная масса тела (лишний килограмм веса повышает АД на 1-3мм.рт.ст.).
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Изменение атмосферного давления, метеозависимость.


Оптимальное АД должно быть не более 120/80мм.рт.ст. Нормальное АД - 130/80мм.рт.ст. Пограничным считается АД – 130-139 / 80-89мм рт .ст.
Артериальное давление выше 140/90мм.рт.ст. считается артериальной гипертензией!
Что делать при внезапном подъеме АД

 

     Если у Вас поднялось АД, окажите себе самопомощь:

  • Возьмите под язык, разжуйте и рассосите до полного растворения препарат быстрого действия каптоприл (25- 50мг).
  • Примите удобную позу, желательно горизонтальную.
  • Через 30 мин. повторно измерьте артериальное давление. Если изменения нет, повторите прием каптоприла.
  • Если АД снизилось на 20мм.рт.ст. и более, продолжите (или возобновите) назначенную врачом гипотензивную терапию.
  • Давление следует снижать постепенно в течение 1 часа.
  • Необходимо иметь под рукой лекарства на случай неожиданного повышения АД( например каптоприл).
  • Если подъем давления чрезмерный (свыше200/100мм.рт.ст.) или сопровождается появлением загрудинных болей, усилением головных болей, или появлением слабости в конечностях, нарушением речи - вызовите на дом врача.

Но вот приступ миновал, давление удалось снизить, пациенту не угрожают осложнения, но страх и тревога не уходят… Часто человек, особенно одинокий, опасается, что после отъезда «скорой» ему вновь станет плохо, нервничает. Поэтому после криза необходимо обязательно принять любое седативное (успокаивающее) средство (корвалол, настой валерианы) и попытаться уснуть. Седативные средства помогут снять волнение и избежать бессонницы, которая сама по себе может стать толчком к новому повышению артериального давления.        

Как избежать повторения гипертонического криза

   Во избежание повторения гипертонического криза необходимо:

  • Регулярно измерять артериальное давление.
  • Регулярно принимать гипотензивные средства.
  • Всегда иметь при себе препарат быстрого действия (каптоприл).
  • Питаться дробно. За завтраком до работы рекомендуется съедать около 30% от общего суточного количества пищи, на второй завтрак - 20%, обед - 40%, ужин не более 10%. Ужин должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.
  • Потреблять не более 4-5 г поваренной соли в сутки (заменяйте соль специями, не досаливайте еду в тарелке). Лучше отказаться от употребления соленых продуктов таких, как чипсы, соленые сухарики, орешки, соевый соус, копчености, консервированные продукты.
  • Больше есть овощей и фруктов.
  • Не переедать, особенно высококалорийной пищи (животные жиры, жирное мясо, сладости, картофель, мучные изделия).
  • Знать оптимальный вес для своего возраста и пола.
  • Избегать чрезмерное употребление алкогольных напитков.
  • Отказаться от курения.
  • Повысить повседневную физическую активность.
  • Добиться снижения уровня психоэмоционального напряжения (стресса) помогут легко осваиваемые навыки психической регуляции (релаксационно – дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка).
  • Вести дневник контроля артериального давления по форме: Дата / Время суток / Артериальное давление / Пульс / Заметки

Помните! Выполнение перечисленных рекомендаций научит Вас контролировать свою болезнь и жить активной, полноценной жизнью!

свернуть

Сахарный диабет

Сахарный диабет является одним из самых распространенных заболеваний в мире. Это хроническое заболевание  эндокринной системы, сопровождающееся  повышением уровня глюкозы в крови. С этим диагнозом можно жить долго, если соблюдать рекомендации врача. Вредные привычки при СД  недопустимы, отказаться от курения. Употребление алкоголя   ограничить. Принимать регулярно лечение, назначенное врачом, соблюдать диету. Исключить из рациона конфеты, пирожные, варенье, сдобу, ограничить животные жиры.  Употреблять хлеб грубого помола, больше овощей в сыром или отварном виде. Молочные продукты употреблять с меньшим процентом жира. Снизить массу тела, контролировать свое артериальное давление. Не реже одного раза в год проходить диспансеризацию.

Помните! Ваше здоровье в Ваших руках!

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

011

свернуть
поделиться в: