В настоящее время аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) определяются не как болезнь, а как своеобразное нарушение псиxологического развития. Несмотря на многочисленные научные исследования, причины возникновения аутизма пока не выяснены. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек.
Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка. Третий год жизни является критическим для родителей, так как становится очевидной серьезность отклонений ребенка. Реакция родителей проявляется в подавленности, растерянности перед неконтактностью ребенка.
Следует отметить, что еще до появления явных симптомов нарушения у ребенка могут быть особенности поведения, указывающие на высокую вероятность РАС. Научные исследования развития детей с аутизмом позволили выделить признаки, указывающие на риск появления этого состояния у детей раннего возраста. Подобные особенности поведения часто называют «красные флажки» аутизма (у ребенка после 12 месяцев жизни):
-
ребенок не реагирует или редко откликается на свое имя;
-
постоянно или часто ведет себя так, будто не слышит обращенной речи;
-
у ребенка отмечаются трудности общения с другими людьми, детьми;
-
не устанавливает или не поддерживает визуальный контакт с окружающими людьми;
-
малыш редко улыбается и делится эмоциями с другими людьми или, не делает этого вовсе;
-
не проявляет интереса к играм, основанным на взаимодействии с другими людьми (например, прятки);
-
не использует указательный или другие социальные жесты (например, «пока-пока», «дай» и пр.);
-
у ребенка нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам;
-
часто бывает сложно привлечь внимание малыша к игрушкам или, он использует их необычным способом (ставит в определенной последовательности, вращает и пр.);
-
часто повторяет определенные необычные движения (кружится вокруг своей оси, ходит по определенной траектории и пр.);
-
отмечается сверхчувствительность к звуку или свету, повышенная чувствительность к запахам или вкусам;
-
интересуется свойствами предметов, а не их функциональным значением (например, обнюхивает предметы);
-
часто игнорирует опасность;
-
ребенок может не замечать, дома ли родители или ушли куда-то, не обращать внимание на их возвращение;
-
может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям;
-
утерял какие-либо социальные навыки (например, мог обращаться используя простые слова, а потом перестал).
Если вы отметили в поведении вашего ребенка несколько вышеперечисленных признаков, то вам следует обратиться с ребенком к специалисту, который при возможности проведет скрининг развития вашего малыша или проинформирует вас и направит в службы, осуществляющие помощь детям с РАС и их семьям.
Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. В момент постановки диагноза семья переживает тяжелейший стресс. Достаточно поздно — в три, четыре, а иногда и в пять лет, родители узнают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, «необучаем»: ему следует оформить инвалидность и поместить в специальный интернат. Семья может столкнуться с недоброжелательностью соседей, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении.
Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ребенку.
Задачей психотерапевтической работы является прежде всего нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Также каждый член семьи должен получить от специалистов определенные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.
Особенно родителям следует быть терпеливыми при воспитании у малыша навыков опрятности. Если ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, не ругайте его. Будьте терпеливы и спокойны, когда меняете его одежду, но не прекращайте своих действий по воспитанию у него этих навыков.
Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-дефектолог. В большинстве случаев воспитание и обучение ребенка необходимо сочетать со специальным медикаментозным лечением.
Основным признаком аутизма является нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде всего с людьми. Этот ребенок погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе.
Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы нецеленаправленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспокойство может чередоваться с периодами заторможенности, застывания в одной позе.
Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть сохранен, в других- ребенок может быть умственно отсталым, но среди аутистов встречаются и высокоодаренные дети.
Речь часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонятных слов, услышанных ими от окружающих и по радио. Часто ребенок особенно громко и выразительно произносит отдельные звуки или слоги. При аутизме своеобразен тембр голоса: высокий, с нарастанием его высоты к концу фразы.
Особенностью речи детей с аутизмом является речь о себе во втором и третьем лице. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью. Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии.
В нашей стране наблюдение за ребенком и постановку диагноза осуществляет только детский врач-психиатр. Но вместе с тем, помощь ребенку и его семье может оказать команда специалистов: психолог, поведенческий аналитик, эроготерапевт, логопед, педагог, врач, работающие с подобными расстройствами.
Семья, воспитывающая ребенка с РАС, может получать помощь:
-
в учреждениях здравоохранения «Клинических центрах психиатрии и психотерапии», где осуществляется медицинская диагностика и наблюдение за развитием ребенка с РАС, предоставляется медицинская, психологическая и психотерапевтическая помощь;
-
в общественных организациях, где осуществляются различные мероприятия, направленные на работу с детьми с РАС, просветительская деятельность и создание благоприятного отношения к людям с нарушениями развития, адвокация и продвижение интересов людей с РАС.
Экстренная психологическая помощь
Для взрослых
Для детей
Приёмная
Горячая линия
Адрес
Мы в Telegram
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
+375 17 300 1006
Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3
Наш e-mail:
rcpp@bspu.b
в соцсетях: