Азбука здоровья

Профилактика кариеса зубов у детей раннего возраста

РЕСПИРАТОРНЫЙ ЭТИКЕТ

Респираторные вирусы, вызывающее множество острых респираторных заболеваний, а также вирусы гриппа распространяются, главным образом от человека к человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании.

Инфекция также может распространяться и через загрязненные руки и предметы, на которых находятся вирусы. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих лиц от заражения острыми респираторными инфекциями, гриппом, необходимо соблюдать «респираторный этикет» - свод простых и вместе с тем очень эффективных правил поведения во время пиков заболеваемости гриппом и ОРИ.

Вот эти правила:

  • при кашле и чихании необходимо использовать носовой платок, предпочтительнее применять одноразовые бумажные платки, которые выбрасывают сразу после использования;

  • при отсутствии носового платка необходимо чихать и кашлять в сгиб локтя, а не ладони, т.к. традиционное прикрывание рта ладонью приводит к распространению инфекции через руки и предметы обихода;

  • важно часто и тщательно мыть руки с мылом и стараться не прикасаться руками к губам, носу и глазам. При отсутствии мыла возможно использование антисептика для рук;

  • избегайте нахождения в местах скопления людей, не стесняйтесь использовать маски (в поликлинике, автобусе, магазине), на улице маску надевать не нужно. Маска важнее для заболевшего! При нахождении в закрытых помещениях с кашляющими и чихающими людьми старайтесь соблюдать дистанцию;

  • Если избежать заболевания не удалось – останьтесь дома и обратитесь к врачу, не занимайтесь самолечением. Любое вирусное заболевание, перенесенное «на ногах», может привести в дальнейшем к нежелательным последствиям и осложнениям. К тому же заболевший человек заражает окружающих. Лучше остаться дома и исключить посещение организованных коллективов.

Давайте будем вежливы друг к другу — в том числе и с позиции респираторного этикета!

 

Подготовила врач-эпидемиолог (заведующий) противоэпидемического отделения санитарно-эпидемиологического отдела Недведь Н.В.

свернуть

Что важно знать о компьютерной зависимости

Что важно знать о компьютерной зависимости

56%

детей находится онлайн постоянно

66%

не представляют свою жизнь без смартфона

74%

детей используют интернет как средство коммуникации

45%

детей уже сталкивалось с нежелательным интернет-контентом (онлайн-казино, эротика и порно, сцены насилия)

12.8%

играют в онлайн-игры

10.3%

интересуются сайтами с алкогольным, табачным и наркотическим контентом

3.2%

интересуются электронной коммерцией

58%

детей скрывают от родителей, чем они заняты в интернете

10%

родителей знают, что их дети сталкивались с нежелательным интернет-контентом

47%

родителей уверены, что дети ничего не скрывают от них о своей онлайн-активности

92%

родителей ничего не знают о потенциально опасных действиях своего ребёнка в интернете

 

Симптомы компьютерной зависимости у детей

Компьютерную зависимость у ребёнка можно распознать по следующим признакам:

  • Ничто, кроме компьютера, игры или соцсетей, ребёнка больше не интересует.
  • Сидение перед монитором компьютера или телеэкраном занимает всё его свободное время.
  • Он общается только с товарищами по компьютерным играм.
  • Взаимопонимание с родителями утрачивается.
  • Ребёнок в принципе не тянется к другим людям, общается со всеми формально и мало.
  • Искренние разговоры уходят в прошлое, он замыкается в себе.
  • Для того чтобы добиться желаемого, ребёнок или подросток идет на обман.
  • Ребёнок старается скрыть, сколько времени он действительно проводит перед телевизором или смартфоном.
  • Любые запреты и ограничения, касающиеся гаджета или игр, сопровождаются злобой, грубостью, иногда слезами и истерикой.
  • Время за компьютером летит незаметно, его ни на что не хватает.
  • Потребляет пищу ребёнок только за компьютером.
  • Первое, о чём вспоминает чадо с утра — это мультики, любимая игра или смартфон.
  • Вернувшись из школы, ребёнок тут же усаживается играть или сёрфить в сети.
  • Резкие перепады настроения: внезапные всплески радости сменяются мрачностью. Если приглядеться, станет ясно, что оно зависит от успехов в игре.

Причины и опасность компьютерной зависимости у детей

Зависимость от компьютерных игр и Интернета у детей вызывается следующими причинами:

  • Дефицит общения со значимыми взрослыми и ровесниками.
  • Нехватка родительского внимания и ласки.
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка, подростковые комплексы, закрытость.
  • Естественное стремление подростка к новому, интересному, захватывающему.
  • Подражание сверстникам: именно из-за желания «быть как все», не хуже других, дети втягиваются в зависимости, включая игровую и компьютерную.
  • Полное отсутствие иных, некомпьютерных хобби и интересов.
  • Специфика отношений в семье, воспитания.

 Чем же опасна компьютерная зависимость в раннем возрасте?

  • Тем, что единственным стимулом и источником общения для детей становятся гаджеты.
  • Даже если нехватка офлайн-общения успешно компенсируется сетевым на первых порах, то впоследствии подростку может вообще расхотеться общаться.
  • Утрата чувства времени во время игры или сёрфинга в сети.
  • В некоторых случаях — агрессивность и неуправляемость, если ребёнка лишают доступа к ПК или Интернету.
  • Искажение картины мира. Маленький ребёнок не понимает, что реальная жизнь — далеко не игра, здесь всё по-настоящему, нет возможности «сохраниться» или начать всё заново.
  • Возможны проблемы со здоровьем из-за пренебрежения питанием (банальная нехватка витаминов, микроэлементов).
  • Чисто физические нарушения: ослабление иммунной системы, мигрени, бессонница, переутомление, ухудшение зрения.
  • Возможны нарушения осанки, защемления нервов.
  • Ребёнок остаётся безответственным и не взрослеет эмоционально, у него атрофируется фантазия, умение создавать визуальные образы.
  • Компьютерная зависимость у детей вполне устраивает некоторых родителей, ведь чадо спокойно сидит за планшетом и не отвлекает. Возможно, эти взрослые и сами являются интернет-зависимыми.
  • Зависимость от ПК и Интернета формируется быстрее любой другой — пристрастия к курению и наркотикам, игр на деньги, даже алкоголизма.
  • Личная гигиена, уход за собой у подростков, «живущих в сети», часто страдают. С другой стороны, без гаджетов человек просто впадает в депрессию, ни дом, ни семья, ни хобби его уже не волнуют, и учёбой он занимается спустя рукава.

Прожжённый игроман или интернет-зависимый ведёт весьма себя характерным образом: он слабо адаптирован к офлайн-реальности, погружен в себя, внешние события его не радуют и мало волнуют. Он практически не наслаждается природой, ведь компьютерная графика всё равно ярче и разнообразнее, и фантазийные, нарисованные пейзажи намного привлекательнее, чем реальный вид из окна.

Лечение компьютерной зависимости у детей

Быстрее и надёжнее всего можно избавить детей от компьютерной зависимости, своевременно обратившись к психотерапевту. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Все зависимые люди имеют проблемы с самоконтролем.

Психотерапия в этом случае направлена на то, чтобы научить человека осознавать свои импульсы и потребности, но не следовать им слепо. Результативность лечения зависимостей, включая компьютерную, можно оценивать по тому, насколько улучшилась социальная адаптация ребенка, его отношения с окружающими.

Компьютерная зависимость у детей иногда требует прохождения терапии всеми членами семьи, чтобы скорректировать проблемы воспитания и вывести отношения из тупика.

Работая совместно с психологом, пациент не только меняет своё поведение и побеждает зависимость, но и снижает интенсивность негативных эмоций, которыми непременно будут сопровождаться глубинные изменения.

Профилактика компьютерной зависимости

Есть несколько базовых советов, помогающих уберечь детей от компьютерной и игровой зависимостей:

  • Заботиться о том, чтобы малыш гармонично развивался с самого рождения — задолго до того, как он впервые возьмёт в руки планшет или игровую приставку.
  • Наполнять жизнь дочери или сына, помимо учёбы и обязанностей по дому, всяческой «внеучебной» активностью, которая его радует и увлекает, будь то музицирование, спорт, рукодельные хобби, и т. п.
  • С самых ранних лет приучать ребёнка к тому, что он должен выполнять свои обязанности.
  • Учить ребёнка взаимодействовать с собственными эмоциями и снимать стресс социально одобряемыми и безопасными способами: гимнастикой, велопрогулками, плаванием и т. д.
  • Завести ясные правила работы за компьютером и следить за их соблюдением.
  • Безопасное время взаимодействия с гаджетами для пяти-семилетнего ребёнка составляет всего семь-десять минут в сутки.
  • С семи до 12 лет это время увеличивается до получаса.
  • 12-14-летние подростки могут без вреда для себя поиграть за компьютером целый час.
  • В возрасте 14-17 лет это время увеличивается до полутора часов.
  • Следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, как часто заходит в интернет, в какие игры играет.
  • Самим подавать пример интернет-гигиены и правильного отношения к гаджетам.

Важно не прекращать выполнять эти советы, если наметились изменения к лучшему. Все зависимости, единожды возникшие, могут возобновлять в будущем. Поэтому необходимо поддерживать правильный образ жизни полезными привычками.

Даже если компьютерная зависимость у детей пройдёт сама собой, без лечения, она может оставить негативные последствия на всю жизнь. Например, человек так и не научится строить отношения с семьёй и друзьями, самоорганизовываться, успешно учиться и работать. Поэтому необходимы консультации психолога.

свернуть

Депрессия или зов сезонного недуга

Депрессия - заболевание, которое зачастую резко снижает трудоспособность и приносит страдание как самому пациенту, так и его близким. Люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим пациентам оказывается помощь, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда - и вовсе не оказывается. Если же случается встретиться с первыми проявлениями депрессивного состояния, то многие к этому относятся слишком легкомысленно «само пройдет, разве это болезнь».  Практически во всех развитых странах службы здравоохранения озабочены сложившейся ситуацией и прикладывают усилия по пропаганде сведений о депрессии и способах ее лечения.

Стоит отметить, что депрессивное состояние затрагивает не только эмоциональную сферу, и не выглядит только так как-будто человеку слишком грустно и он хочет плакать, меняется весь образ жизни, ухудшаются отношения с родными, возникают трудности на работе, лишь потому что нет сил что-то целенаправленно делать, теряется смысл. Наиболее типичные признаки этого расстройства:

Эмоциональные проявления

  • тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние;
  • тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды;
  • раздражительность;
  • чувство вины, частые самообвинения;
  • недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки;
  • снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий;
  • снижение интереса к окружающему;
  • утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий);
  • депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах.

Физиологические проявления

  • нарушения сна (бессонница, сонливость);
  • изменения аппетита (его утрата или переедание);
  • нарушение функции кишечника (запоры);
  • снижение сексуальных потребностей;
  • снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;
  • боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).

Поведенческие проявления

  • пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность;
  • избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям);
  • отказ от развлечений;
  • алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение.

Мыслительные проявления

  •  трудности сосредоточения, концентрации внимания;
  •  трудности принятия решений;
  •  преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом;
  •  мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни;
  •  мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии);
  •  наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности;
  •  замедленность мышления. 

Для того, чтобы сказать, что это точно "депрессия", нужно наблюдать  часть перечисленных симптомов не менее двух недель. Заболевание зачастую имеет хронический тип течения, обострения обычно случаются в осенний и весенний периоды. Длительность депрессивного эпизода составляет от 2 недель до 8 месяцев.  Существует перечень важных симптомов, на которые всегда следует обращать внимание: сниженная способность к сосредоточению и вниманию, мрачное и пессимистическое видение будущего, идеи виновности и уничижения, снижение самооценки и чувства уверенности в себе, идеи или действия по самоповреждению или суициду, нарушения сна (трудности в засыпании, раннее пробуждения, отсутствие сил при пробуждении),  снижение аппетита, потеря либидо.

Не каждому пациенту требуется госпитализация, лечение часто осуществляется амбулаторно. Основными направлениями терапии депрессии являются фармакотерапия, психотерапия и социальная терапия, в крайних случаях электросудорожная терапия.

Фармакотерапия: Антидепрессанты преимущественно стимулирующего действия используются для лечения больных с депрессией, сопровождающейся заторможенностью, апатией и тоской. Антидепрессанты преимущественно седативного действия показаны при тревожной депрессии, безотчётном беспокойстве, угрюмой раздражительности.

Психотерапия: При депрессии средней и лёгкой тяжести могут использоваться в качестве средств первого выбора не только психотропные средства, но также и небиологические виды терапии. При тяжёлой депрессии показаны либо фармакотерапия, либо сочетание фармакотерапии и психотерапии. Наиболее распространёнными методами психотерапии депрессии являются когнитивно-поведенческая, интерперсональная, экзистенциальная, психодинамическая и клиент-центрированная терапии. К менее известным методам относятся терапия воспоминаниями, терапия, направленная на решение социальных проблем, ролевая терапия и другие, в большинстве своём эклектичные варианты психотерапии депрессии. При лечении депрессии может использоваться и групповая когнитивная терапия, что является альтернативой использованию индивидуальной когнитивной терапии. Физические упражнения тоже показали некоторую эффективность в лечении депрессии: они могут использоваться при лёгкой и умеренной депрессии как вместо психотропных препаратов, так и в качестве дополнения к ним.

свернуть

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания (burnout syndrome) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек — человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) — стадии истощения.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются эмоциональное, психическое истощение, личностная отстраненность, ощущение утраты эффективности.

Эмоциональное, психическое истощение — чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя, как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение является основным компонентом синдрома эмоционального выгорания.

Наблюдаются признаки психической дисфункции: потеря ясности мышления, трудности концентрации внимания («маленькие», но важные вещи постоянно забываются или теряются), ухудшение кратковременной памяти, постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации близкие к ним.

Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, пациентам и др.), они становятся формальными, безразличными в контактах. При синдроме эмоционального выгорания нарушается равное отношение ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение — уделю внимание данному партнеру». У человека с синдромом выгорания возникает потребность в самооправдании: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким людям нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?».

Ощущение утраты эффективности (достижений), или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.

Этапы развития синдрома эмоционального выгорания

Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Синдром эмоционального выгорания развивается согласно определенным фазам (Burish, 1994):

1. Предупреждающая фаза:

а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);

б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).

2. Снижение уровня собственного участия:

а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);

б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);

в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);

г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущение, что другие люди используют тебя, зависть).

3. Эмоциональные реакции:

а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);

б) агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружающими).

4. Фаза деструктивного поведения:

а) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);

б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям);

в) эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).

5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.

6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность.


Последствия синдрома эмоционального выгорания

Доказано негативное влияние «выгорания» на соматическое здоровье. Повышается риск развития ишемической болезни сердца.

Социальные последствия синдрома эмоционального выгорания следующие: ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, частые прогулы, наблюдается переход на другую работу, смена профессии. Растет число профессиональных ошибок. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «заразным» и распространяться через неофициальные взаимодействия на работе.

Синдром эмоционального выгорания также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами или пациентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей.

Синдром эмоционального выгорания может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.


ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

В первую очередь необходимо обеспечить осознание пациентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие пациента в процессе терапии и сотрудничество с врачом.

Пациентам необходимо предоставить полную информацию о синдроме эмоционального выгорания: основных клинических проявлениях, закономерностях течения, предрасполагающих факторах; о стрессовом процессе и его стадиях в соответствии с учением Г. Селье об общем адаптационном синдроме (1 — реакции тревоги, 2 — стадия резистентности, 3 — стадия истощения); о физических симптомах, наблюдающихся при этом, и о мероприятиях по управлению стрессом.

На начальных стадиях синдрома необходимо обеспечение хорошего, полноценного отдыха с полной изоляцией от работы. Необходима помощь психотерапевта, психолога.

Пациентам можно дать следующие рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:

1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Пациенту необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться пациенту (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. У пациентов надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».

6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Пациенту нужно разъяснить необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

7. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.

В работе с пациентами при индивидуальной или групповой терапии можно придерживаться следующих направлений:

Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для пациента межличностных связей (семья, друзья, коллеги).

Позитивный взгляд на вещи. Пациенту нужно помочь осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хоть и наполовину, у пессимистов — пуст. Совместно с пациентом можно пересмотреть стрессогенную ситуацию и найти позитивные моменты. Это не изменит ситуации, но позволит по-другому смотреть на вещи (рационально-эмотивная терапия).

Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.

Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Можно использовать методику «волшебный магазин». Пациенту предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.

Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник:

  • прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона). Упражнения легко осваиваются в группах либо самостоятельно. Основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое. Сеансы занимают до 30 мин;
  • трансцендентальная медитация. Под медитацией понимают искусственно созданную ситуацию, в которой человек специально занят самосовершенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя над им же созданными искусственными обстоятельствами;
  • аутогенная тренировка (метод Шульца) — самовнушение в состоянии релаксации или гипнотического транса;
  • произвольное самовнушение (метод Куэ) позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Может использоваться для редукции стресса перед важными встречами.

Проведение дебрифинга (обсуждения) после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить работу (например, дежурство).

Религиозность также рассматривается рядом исследователей как профилактический фактор, препятствующий развитию синдрома эмоционального выгорания. Религиозность ассоциируется с долгожительством и отрицательно связана с наркоманией, алкоголизмом, суицидальными мыслями, уровнем депрессии, разводами.

Проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовских групп для учителей, врачей). Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. 20 в. Михаэлем Балинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение (аналогичной может быть группа учителей, медицинских сестер и др.)

свернуть

Стресс и здоровье

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? ПРИРОДА СТРЕССА

Стресс — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны — опасен для здоровья чрезмерный стресс.Потрясения — естественная часть человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень. Нулевого стресса не бывает.

Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением

К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций, как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций — от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), ослабления интереса к межличностному общению, сексу, «ухода в себя» и пр.

К физиологическим проявлениям стресса могут быть отнесены мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.

Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.

Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, — очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРЕСС?

Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.

Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию.

Условно стрессоры можно разделить на:

  1. управляемые (зависят от нас);
  2. неуправляемые (неподвластные нам);
  3. не являющиеся стрессорами по своей сути, а вызывающие стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы может контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Существуют специальные техники (методики) преодоления стрессовых факторов. Прежде чем выбрать методику и применить её, необходимо оценить стрессоры.

КАК ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СТРЕССА?

МЕТОД САМООЦЕНКИ УРОВНЯ СТРЕССА. ТЕСТ РИДЕРА

В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса может быть рекомендована шкала психологического стресса Ридера (1969) (табл. 1). Эту методику использовали для диагностики уровня стресса в ряде популяций. Была выявлена связь уровня стресса с наличием стенокардии напряжения, АГ. Предложены критерии оценки уровней стресса(табл. 2).

Таблица 1. Самооценка уровня стресса (тест Ридера)

Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений, и отметьте кружочком соответствующий вариант ответа. Рассчитайте средний балл.

УТВЕРЖДЕНИЕ

ОТВЕТ

да, согласен

скорее согласен

скорее не согласен

нет, не согласен

Пожалуй, я человек нервный 

1

2

3

4

Я очень беспокоюсь о своей работе 

1

2

3

4

Я часто ощущаю нервное напряжение 

1

2

3

4

Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение 

1

2

3

4

Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение 

1

2

3

4

К концу дня я совершенно истощён физически и психически 

1

2

3

4

В моей семье часто возникают напряжённые отношения 

1

2

3

4

 

Таблица 2. Шкала уровня психологического стресса [Копина О.С. и др., 1989]

УРОВЕНЬ СТРЕССА

СРЕДНИЙ БАЛЛ

мужчины

женщины

Высокий 

1–2

1–1,82

Средний 

2,01–3

1,83–2,82

Низкий 

3,01–4

2,83–4

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ РЕАКЦИЙ

  1. «Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц»  — совет Ганса Селье.
  2. Поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы они обращались с Вами.
  3. Не старайтесь сделать всё и сразу.
  4. Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье.
  5. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего наносного, показного и нарочитого. Этим Вы заслужите расположение и любовь окружающих.
  6. Прежде чем что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий.
  7. Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей. «Бери пример с солнечных часов — веди счёт лишь радостных дней» (народная мудрость).
  8. Если необходимо предпринять удручающе неприятное для Вас дело (разговор), не откладывайте его на «потом».
  9. Даже в случае неудачи в каком-либо деле (или разговоре) старайтесь увидеть свои «плюсы». Не сосредоточивайтесь на воспоминаниях о неудачах. Старайтесь умножить успехи и веру в свои силы.
  10. Ставьте реальные и важные цели в любом деле. Научитесь поощрять себя за достижение поставленной цели.
свернуть

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема.

 Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т.д. По результатам статистических исследований основное число травм возникает у детей школьного возраста. Этому способствуют существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу и снижением контроля со стороны взрослых.

На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т.е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т.д. Это падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами.

Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т.д.

Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.

Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.

Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.

Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.

Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т.д.). Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений.

На втором месте по частоте происходящих в школе травм стоят повреждения, получаемые на уроках физкультуры. Происходят они, как правило, во время занятий на воздухе и на спортивных снарядах, не соответствующих по размерам гигиеническим нормам; при их неисправности; недостаточной физической подготовленности учащихся, отсутствии страховки и т.п.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны: – неблагоустроенность внешней среды; – халатность; – недосмотр взрослых; – неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях: 1) устранение травмоопасных ситуаций; 2) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Падения

Падения являются основной причиной большинства несчастных случаев среди детей и самой распространенной причиной ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Дети падают с кроватей, со столов, ступенек, с окон и крылец, с деревьев, с велосипедов и игрового оборудования, на льду и т.д.

Во избежание падений зимой следите, чтобы дорожки были очищены ото льда, используйте для этой цели смесь соли с песком.

Дети, начинающие ходить, постоянно подвергаются риску упасть с окон и со ступенек, дети постарше могут свалиться с крыши, упасть на игровых площадках или с оборудования, установленного в местах развлечений. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет.

Их можно предотвратить, если:

  • не разрешать детям лазить в опасных местах;
  • устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с качелей, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара.

Добровольный прыжок с качелей никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом – перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.

В весенние и летние месяцы очень часто происходят падения из окон. Чтобы предотвратить это, примите соответствующие меры:

  1. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, подальше от окон.
  2. Заприте все окна, которыми не пользуетесь.
  3. Окно не должно открываться больше чем на 10 см. Для этой цели поставьте ограничители.
  4. Открывайте фрамуги и форточки.
  5. Установите на окнах металлические решетки. Но хотя бы на одном окне в каждой комнате должна быть установлена открывающаяся решетка для непредвиденного случая или пожара. Эта решетка должна сниматься или открываться без применения ключа или специального инструмента.

Порезы

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Травматизм на дороге

Из всевозможных травм на улично-транспортную приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны. Самая опасная машина – стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины. Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу: • остановиться на обочине; • посмотреть в обе стороны; • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет; • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста; • идти, но ни в коем случае не бежать; • переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора; • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя; • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали; • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать; • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку; • надо научить ребенка не поддаваться «стадному» чувству при переходе улицы группой; • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом; • во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.

При перевозке ребенка в автомобиле необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.

Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому наплыву раненых, как катание на роликовых коньках – роллинг, который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом – малейший сбой приводит к падению, что всегда чревато травмой.

Покупая ребенку роликовые коньки, научите стоять на них и перемещаться. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Проследите за правильной постановкой голеностопного сустава.

Не покупайте детям роликовых коньков китайского производства, хотя и стоят они дешевле. Они травмоопасны и недолговечны.

Голенище должно служить хорошей опорой, поэтому должно быть твердым.

Пригласите опытного роллера, если сами не можете научить хотя бы одному методу торможения. Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы.

Научите правильно падать – вперед на колени, а затем на руки.

Кататься нужно подальше от автомобильных дорог.

Научите детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Водный травматизм

Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов.

Дети могут утонуть даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Основной причиной гибели дошкольников является ванна. Никогда не оставляйте ребенка до пяти лет одного в ванной ни на мгновенье. Ребенок может утонуть даже в малом количестве воды. Не оставляйте его в ванной и под присмотром другого ребенка в возрасте до двенадцати лет. Если вам необходимо ответить на телефонный звонок или подойти к входной двери, заверните намыленного ребенка в полотенце и возьмите его с собой в коляске.

Не спускайте с ребенка глаз, когда он находится рядом с водой. Самое лучшее правило гласит: индивидуальное спасательное средство нужно надевать на ребенка до тех пор, пока дети не будут в состоянии проплыть четыреста метров. Не разрешайте ему прыгать в воду.

Если у вас есть свой бассейн, он должен быть обнесен оградой со всех сторон.

Не разрешайте детям кататься на санках около воды. Держитесь подальше от замерзших водоемов и озер.

Не подпускайте детей к прудам и другим водоемам во время грозы.

Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.

Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.

Ожоги

Ожогов можно избежать, если:

  • держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
  • устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
  • держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
  • прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Никогда не подогревайте бутылочку детского питания в микроволновой печи. Молоко может оказаться очень горячим, а стенки бутылочки будут холодными на ощупь.

Открытые нагреватели, печи, камины, не огражденные сушилки, легко открывающиеся жаровни представляют собой особую опасность. Установите решетки или заграждения вокруг печей, каминов и обогревателей. Поговорите с маленькими детьми о том, что такое огонь и предупредите их, что нельзя дотрагиваться до горячих предметов.

Внимательно следите, чтобы занавески, покрывала и полотенца не касались нагревательных приборов, так как это может стать причиной пожара. Замените изношенные электрические провода. Тщательно изолируйте соединения проводов и удлинителей. Вставьте электрозаглушки во все штепсельные розетки, чтобы дети не получили удар током, засунув что-нибудь в отверстия розетки.

Побеседуйте с детьми о противопожарной безопасности и проведите необходимый инструктаж.

Солнечный ожог у детей

Солнечный ожог, как правило, приобретается медленно и незаметно. Приблизительно через несколько часов пребывания под открытыми солнечными лучами детская кожа делается красноватой или розовой, горячей и сухой на ощупь, возникает зуд и чувство жжения. Ребенок выражает беспокойство, часто плачет или, напротив, становится сонным. Кожа продолжает быть эластичной, но касание к ней довольно болезненно, иногда возникают небольшие отеки. При начальной степени ожога волдырей обычно не бывает. Довольно часто эти признаки вынуждают родителей побеспокоиться и убрать ребенка с солнцепека, но ожоги уже заработаны, и спасти обожженную кожу вряд ли удастся. Время, когда проявляются полученные солнечные ожоги, наступает примерно через 12-24 часа. Покраснения и неприятные признаки, как правило, начинают уменьшаться через 2-3 дня, порой они могут длиться 7-10 суток, и в это время даже при незначительных ожогах кожа начинает облезать. Значительный ожог может привести к появлению волдырей (вторая степень ожога) и сопровождаться сильной болью в районе поражения, головной болью, слабостью, тошнотой, ознобом, рвотой, увеличением температуры. В тяжких случаях вероятно появление шокового состояния – липкая и холодная кожа, бледность, нарушение зрения, затрудненное дыхание, потеря сознания.

Что нужно предпринимать в подобных случаях?

  1. Сразу же переместите ребенка в тень.
  2. Непременно позвоните в «скорую помощь» или лично обратитесь к доктору, если присутствуют следующие симптомы:
  • даже маленький солнечный ожог у детей первого года жизни (кожа ребенка более восприимчива к ожогам);
  • увеличение температуры тела до 38,5°С и выше, озноб;
  • тошнота, сонливость, рвота;
  • утрата сознания;
  • появление водянистых волдырей на коже (признаки второй степени ожога);
  • покраснение кожи (ожог первой степени), образовавшееся на значительной поверхности туловища.
  1. До появления «скорой помощи» или при минимальном солнечном ожоге:
  • Чтобы уменьшить болезненные ощущения, постоянно сбрызгивайте или смачивайте потерпевший участок кожи холодной водой из крана (в процессе испарения она будет снижать температуру кожи), положите намоченный в холодной воде носовой платок ребенку на плечи либо укутайте его в мокрое полотенце.
  • Кожу также можно смазать косметическими препаратами, которые предназначены для применения после загара, или медицинскими аэрозолями против ожогов, если подобные есть под рукой. Все особые лечебные препараты, используемые при ожогах, изготавливаются на водной основе и обеспечивают добавочное увлажнение пораженного участка кожи. Волдыри прокалывать не рекомендуется. Если они лопаются, попытайтесь не занести в эти области инфекцию и приложите стерильную и сухую марлевую повязку. При отсутствии подобной повязки сгодится чистый выглаженный носовой платок.
  • Оденьте ребенка в просторную одежду, чтобы максимально уменьшить раздражение кожи.
  • Заставляйте его пить как можно чаще и больше для возмещения резервов жидкости в организме.
  • В случае появления рвоты положите ребенка на бок.
  • При повышении температуры более 38,5°C на лоб, паховые участки и мышцы голеней можно наложить прохладный компресс – ёмкость с холодной жидкостью или бутылку со льдом либо же дать ребенку препараты, понижающие температуру, если такие есть в наличии.
  • В домашних условиях полностью снимите с ребенка одежду. Комната должна быть проветренной и затемненной.

Удушье от малых предметов

  • Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. • За детьми всегда нужно присматривать во время еды. • Кормите ребенка измельченной пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот.

Отравления

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста.

Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.

Отравление ядовитыми растениями. Растения и цветы дают нам ощущение прекрасного. Младенцы, которые уже ползают, и маленькие дети считают их еще и вкусной едой. Многие растения и цветы (свыше 700 видов из всех существующих) являют собой опасное сочетание красоты и ядовитости и могут стать причиной заболевания и даже смерти. Лучше всего не иметь никаких растений и цветов в доме до тех пор, пока у детей не пройдет «всеядный» период, и они не начнут реагировать на запреты. В крайнем случае поместите растения так высоко, чтобы их нельзя было достать. Внимательно следите за маленькими детьми, когда они находятся в саду среди растений и цветов или вне дома.

Вот неполный список потенциально смертельно опасных растений: каладиум, диффенбахия, филодендрон, слоновье ухо, гиацинт, фиалка, нарцисс желтый, омела белая, олеандр, пуанзеция, абрус, клещевина обыкновенная, дельфиниум, белладонна, наперстянка, ландыш, азалия, лавр, рододендрон, волчьи ягоды, ракитник-золотой дождь, гортензия, ягоды жасмина, бирючина, тис, семена вьюнка пурпурного и т.д.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!

Первая помощь

Каждый родитель и все члены семьи должны уметь оказать ребенку первую помощь при несчастных случаях.

Первая помощь при ожогах

– Если одежда ребенка воспламенилась, быстро оберните его одеялом или другой одеждой, чтобы погасить пламя. – Сразу охладите место ожога с помощью большого количества чистой холодной воды. Бывает, что полное охлаждение ожога длится полчаса. – Держите место ожога чистым и сухим, закройте его чистой неплотной повязкой. Если ожог больше, чем большая монета или начинает покрываться пузырями, немедленно отвезите ребенка в медицинское учреждение. Не вскрывайте пузыри – они защищают пораженное место. – Не старайтесь оторвать то, что прилипло к месту ожога. Не прикладывайте к месту ожога ничего, кроме холодной воды. – Дайте ребенку выпить фруктового сока или воды. – В домашней аптечке целесообразно иметь специальные средства для наружного применения, предназначенные для самопомощи при ожогах.

Первая помощь при поражении электрическим током

– Если ребенок поражен электрическим током или получил ожоги от него, прежде всего отключите электричество и только после этого оказывайте первую помощь ребенку. Если ребенок без сознания, держите его в тепле и немедленно обратитесь за медицинской помощью. – Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного приподняв голову. Закройте ноздри ребенка и энергично вдыхайте ему в рот, чтобы грудь ребенка поднималась. Сосчитайте до трех и повторите процедуру. Повторяйте до тех пор, пока дыхание не восстановится.

Первая помощь при падениях и несчастных случаях на дороге

– Повреждения головы, позвоночника и шеи могут вызвать паралич и представляют серьезную угрозу для жизни. Ограничьте подвижность головы и спины, избегайте любых сгибов позвоночника, чтобы предотвратить дополнительные повреждения, и вызовите скорую медицинскую помощь. – Если ребенок не может двигаться или испытывает острую боль, скорее всего, у него перелом костей. Зафиксируйте место перелома шиной или подручным материалом, после чего вызовите скорую медицинскую помощь. – Если ребенок без сознания, держите его в тепле и вызовите скорую медицинскую помощь. – При ушибах и растяжениях погрузите пораженные места в холодную воду или приложите на 15 минут лед. Лед предварительно положите в целлофановый пакет и оберните махровым полотенцем. При необходимости повторите процедуру, Холод уменьшит боль и снимет отеки. Успокойте ребенка.

Первая помощь при порезах и ранах

При небольших порезах и ранах: – Промойте рану 3%-ной перекисью водорода, а при ее отсутствии – чистой (по возможности кипяченой охлажденной) водой с мылом. – Высушите кожу вокруг раны, обработайте йодом. – Закройте рану чистой марлей и наложите повязку.

При серьезных порезах и ранах: – Если кусочек стекла или другого предмета застрял в ране, не старайтесь удалить его. Это может привести к кровотечению или большому повреждению тканей. – Если у ребенка сильное кровотечение, поднимите пораженное место выше уровня груди и плотно прижмите рану (или место рядом с ней) подушкой или мягким свертком из чистой ткани. Продолжайте держать сверток или подушку, пока кровотечение не прекратится. – Не кладите веществ растительного или животного происхождения на рану, поскольку это может вызвать инфицирование. – Наложите на рану повязку. Повязка не должна быть слишком тугой. – Отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Спросите медицинского работника, надо ли сделать ребенку прививку от столбняка.

Первая помощь при удушье

– Если есть подозрение на повреждение шеи или головы, не двигайте голову ребенка. – Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного подняв голову. Держите ноздри ребенка закрытыми и вдыхайте ему в рот, делая искусственное дыхание. Повторяйте процедуру, пока ребенок не начнет дышать. – Если ребенок дышит, но находится без сознания, переверните его на бок, чтобы язык не мешал дышать. – Вызовите скорую медицинскую помощь.

Первая помощь при отравлении

– Если ребенок проглотил яд, не старайтесь вызвать рвоту, поскольку это может только осложнить положение. – Если яд попал на одежду или кожу ребенка, снимите одежду и промойте большим количеством воды. Несколько раз тщательно промойте кожу ребенка с мылом. – Если яд попал в глаза, промывайте их чистой водой по меньшей мере в течение 10 минут. – Немедленно отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Возьмите с собой образец ядовитого вещества или лекарства, которое принял ребенок, или емкость, в которой оно находилось. Ожидая помощи, держите ребенка в покое.

 

 

свернуть

Берегите зрение детей!

Предупреждение глазных заболеваний у ребенка необходимо проводить до его рождения. Будущие родители, планируя появление ребенка на свет, должны тщательнейшим образом проверить свое здоровье. Любые хронические заболевания должны быть пролечены у врача соответствующей специальности. Женщине, как можно раньше необходимо встать на учет по беременности и пройти необходимые обследования, в частности на токсоплазмоз. Если в доме есть кошка, то надо обследовать на токсоплазмоз и кошку.

Первый осмотр окулистом должен быть осуществлен в первые два месяца жизни ребенка, а затем регулярно по совету врача необходимо проходить возрастную диспансеризацию. Для хорошего развития органа зрения необходимо обеспечить маленькому ребенку ежедневное пребывание на улице не менее двух часов; в темноте условия для развития глаз плохие. Уделите время для закаливания и физических упражнений. Особенно полезны подвижные игры в коллективе детей.

Большое внимание следует уделять качеству детских игрушек. Они не должны быть травма - опасными. Выбирайте игрушки довольно крупные, с яркими, гладкими поверхностями. Особое внимание обратите на качество детских книг. Для детского чтения пользуйтесь специальной детской литературой с крупным, четким шрифтом. Глазное яблоко у детей очень растяжимо, податливо и мелкий шрифт труден для восприятия органом зрения ребенка.

По этой же причине дети до двухлетнего возраста не должны смотреть телевизор. Частое мелькание кадров, цветовое и звуковое воздействие приводит к быстрому утомлению ребенка, которое может быть не замечено родителями. Утомление может выражаться не только позой, но и гримасничаньем, неестественным смехом. При этом снижается приток крови в мозг, следовательно, ухудшается и питание органа зрения.

Приобретая для сына или дочери компьютер, родители должны понимать, что на них ложится ответственность за то, что он больше принесет – пользы или вреда. Развивающие игры – отличный способ самообразования, Интернет – хорошая школа развития навыков поиска и отбора информации. Но в занятиях компьютером, как и во всем, надо соблюдать чувство меры. Дети 7-9 лет не должны находиться перед экраном более часа; ребята 10 -15 лет не дольше 1,5-2-х часов. Чрезмерное сидение за монитором может привести к ослаблению зрения. Также взрослым надо напоминать о пользе 15-и минутных перерывов через каждые 45 минут работы, когда нужно сделать зарядку для глаз. Она проводится в целях укрепления глазных мышц и профилактики близорукости.

Все эти профилактические мероприятия должны сочетаться с полноценным питанием и достаточным употреблением чистой воды. Для растущего организма ребенка и формирования соответствующих отделов головного мозга и зрительного анализатора неприемлемы длительные посты и вегетарианство. Для здоровья глаз необходимы незаменимые аминокислоты и витамины. Они содержатся в мясе, рыбе, яйцах, сливочном масле, орехах. Особое внимание следует уделять тому, чтобы пища содержала достаточное количество витаминов А и С. Для этого лучше есть овощи и фрукты оранжевого цвета, ягоды - клюкву, чернику, а также приучать детей к листовой зелени - укропу, петрушке. Полезно пить витаминные чаи из плодов рябины, шиповника, черной смородины, облепихи, калины.

Глаза - бесценный дар природы. Берегите зрение!

свернуть

Профилактика нарушений зрения

Большинство зрительных патологий глаз являются приобретенными. Причиной их возникновения является банальное перенапряжение глазных мышц.

Профилактика нарушения зрения включает в себя комплекс мероприятий, направленных на организацию нормальной зрительной работы и предупреждение возникновения глазных заболеваний.

Главными профилактическими задачами являются соблюдение мер безопасности при работе за компьютером, при чтении, а также обязательные ежегодные осмотры у офтальмолога.

Своевременное выявление того или иного отклонения в работе органа зрения позволяет пациенту в правильном направлении скорректировать образ жизни, условия работы и исключить возможные риски.

Ухудшение зрения, вызванное чтением или работой на близком расстоянии.

Если человек вынужден много и подолгу читать, заниматься рукоделием, мелкой ювелирной работой, то необходимо соблюдать следующие правила:

  • располагать предмет работы или книгу следует не ближе, чем на 30-40см от глаз;
  • источник света должен находиться сзади и сверху;
  • исключить воздействие прямых лучей искусственного света от лампы, располагающейся прямо перед лицом;
  • освещение должно быть оптимальным для данного вида деятельности или чтения, вреден как слишком яркий, так и приглушенный свет;
  • нельзя читать в движущемся транспорте или долго фокусировать взгляд на постоянно движущихся мелких объектах.

Эти простые правила позволяют работать глазам в наиболее комфортных для них условиях и предотвращают чрезмерное напряжение глазных мышц.

Предупреждение нарушений зрения, вызванных работой за компьютером.

Правила работы за компьютером можно также применить и к таким средствам коммуникации, как планшеты, электронные книги и смартфоны.

Основные условия безопасного использования современных гаджетов:

  • расположение монитора на расстоянии 30-40см от глаз;
  • чередование фаз работы и отдыха не реже чем раз в полчаса, в перерывах следует выполнять гимнастику для глаз, часто моргать или смотреть вдаль;
  • применение специальных увлажняющих глазных капель (протекторы слезы), частое моргание в целях борьбы с пересыханием слизистой оболочки глаз. Особенно это касается пациентов, использующих контактные линзы;
  • использование для работы за компьютером очков, имеющих специальные антибликовые, блокирующие вредные излучения, покрытия.

Кроме всего вышеперечисленного, при чтении, использовании компьютера и в процессе работы имеет значение положение тела и головы в течение длительного времени. Напряженные, статичные и неудобные позы могут вызывать мышечный спазм, нарушение кровообращения, и, как следствие, ухудшение зрения. Поэтому рекомендуется чаще менять позу при работе, вставать, смотреть вдаль, разминать затекшие мышцы.

В случаях пониженного зрения не нужно стесняться использовать в работе вспомогательные оптические средства, такие как очки, увеличительные стекла, лупы (в том числе и современные электронные), все это способствует более комфортной работе глаз, а значит, предупреждает перенапряжение зрительных мышц.

Следует отметить часто встречающийся факт злоупотребления солнцезащитными очками. Постоянное ношение слишком тонированных и солнцезащитных очков способствует повышенной утомляемости глазных мышц и может вызвать серьезное ухудшение зрительной функции.

Общие меры профилактики зрительных нарушений.

Функциональное состояние глаз напрямую зависит от общего состояния организма. Очень важно для сохранения хорошего зрения вести здоровый образ жизни, включающий в себя:

  • полноценный сон;
  • правильное питание с достаточным содержанием полезных веществ, каротина, микроэлементов, полезных для зрения витаминов А, E, D;
  • профилактика застойных процессов в шейном и грудном отделе позвоночника, нарушений мозгового кровообращения и повышение артериального давления;
  • исключение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);
  • разумная физическая активность, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе;
  • профилактика и лечение общих заболеваний организма, провоцирующих нарушение функции глаз (гипертония, инфекции, сахарный диабет, патология мозгового кровообращения);
  • ограничение стрессов, переохлаждений, травм и других вредных факторов, способных привести к ухудшению зрения.

В целом, хорошее зрение – результат разумного и бережного отношения к своему здоровью. Большинство нарушений оптической функции глаз можно предотвратить, выполняя элементарные правила и рекомендации офтальмолога, избегая чрезмерных нагрузок и соблюдая зрительный режим.

Неотъемлемой частью профилактики нарушений зрения является регулярное посещение офтальмолога. Проверять зрение здоровым людям необходимо не реже 1 раза в год, а людям с нарушениями зрения – 1 раз в полгода. Профилактический осмотр поможет предотвратить развитие заболеваний глаз, остановить развитие близорукости и прочих нарушений зрения.

1.Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости:

  • крепко закройте глаза на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз;
  • быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд;
  • закройте глаза и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты;
  • закройте глаза и тремя пальцами соответствующей руки слегка  надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза;
  • прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

2. Упражнения для укрепления глазных мышц:

  • медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз;
  • медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз;
  • медленно переведите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переведите взгляд по другой диагонали – влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так 8-10 раз;
  • делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

3. Упражнения для улучшения аккомодации ( выполняется стоя ):

  • смотрите обоими глазами вперед ( 2-3 секунды ), затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 см., и через 3-5 секунд руку опустите; повторите 10-12 раз;
  • смотрите обоими глазами на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом ( 3-5 секунд ), затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; повторите 6-8 раз;
  • смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки ( 3-5 секунд ), после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз;
  • «метка на стекле». Находясь в 30-35 см. от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня – 5 минут, затем – 7 минут.
свернуть

Правила чистки зубов

поделиться в: